«Маленький молельный дом, созданный группой ребят с одного квартала, превратился в...

«Маленький молельный дом, созданный группой ребят с одного квартала, превратился в большую организацию» - интервью с Гаджи Шахином

25 Январь, 10:00 Поделиться в соцсетях:

Интервью aztv.az представителя Управления мусульман Кавказа (УМК) Насиминского района, теолога  Шахина Гасанлы (Гаджи Шахин):

- Шахин муэллим, мы привыкли видеть вас, дающим комментарии или интервью по религиозным вопросам. Вы редко говорите о себе. Хотели бы, чтобы вы рассказали немного о своем детстве, юношеских годах.

- Я родился в 1974 году в Баку. Мой отец был экономистом, а мать учительницей. У меня есть брат-близнец, и мы – младшие дети в семье. 70-е годы считаются самым мощным периодом советской власти, и мое детство пришлось именно на это время. Мы жили в Ясамале, в знаменитом «Доме учителей». Все соседи наши были людьми интеллигентными, но были у нас знакомые и из специфической среды этого района. Летом мы гостили у тети, сестры отца, жившей в Гёй-чае. Родственники по материнской линии жили в Балаханах. Учился я в центральной общеобразовательной школе No.189.

То есть я рос в довольно контрастной среде. И очень рад этому, потому что, формируясь в разнообразной среде, я видел разные стороны жизни, жил полнокровной жизнью и в детстве, и в юношестве.

Могу сказать, что у меня были близкие друзья из самых различных слоев общества. Отца я потерял в 12-летнем возрасте, семья оказалась в трудном материальном положении, но, несмотря на это, моё детство было счастливым, и мы одолевали все проблемы. Едва окончив школу, я начал работать в магазине электрооборудования.

Этот магазин находился на улице Гуси Гаджиева (нынешний проспект Азербайджана). Эта работа стала для меня важным опытом. Я всегда встречался с интересными людьми. Всегда с особой любовью вспоминаю нашу школу, своих учителей и школьных товарищей.

Учителя много сил вложили в нас, давая не только школьные знания, но и уроки жизни. У нас было много разных кружков, занятий по интересам. А главное, мы были очень дружны. И соседи, и друзья были для нас родными.

 

Я учился в одном классе с сестрой Бахрама Багирзаде. Помню, как всем классом ходили к ним в гости. Их покойная мать принимала нас с радушным гостеприимством. Семьи всех моих друзей были такими же родными.

Потом началось народное движение. Учитель географии рассказывал нам о Демократической Республике. Тогда это казалось нам чудом, мы словно заново открывали историю своей родины. Мы примкнули к народному движению против советской власти, участвовали в митингах. Целыми днями читали газеты, обсуждали в классе события. В те годы мы уже учились в старших классах, ощущали себя в эпицентре важного исторического процесса и не хотели оставаться в стороне от него. Когда страна завоевала независимость, нашему счастью не было предела. Поэтому могу уверенно сказать, что моё детство и юношество были насыщенными и полными радостных событий.

 

Министр Внутренних дел за успешную деятельность самолично вручил мне новое удостоверение личности.

- Насколько нам известно, вы получили высшее образование по другой специальности

- Верно, первое высшее образование у меня в технической области. Я тогда поступил в Политехнический институт, нынешний Азербайджанский Технический Университет. Пошел в армию, служил во фронтовой зоне. В начале 90-х годов я и многие юноши, жившие по соседству, начали совершать намаз. Для нас это был обычай, ведь наши бабушки тоже совершали намаз. В дни «Ашура» ходили в мечеть. Но в период народного движения произошло возвращение национального самосознания. Помню, когда впервые шейх употребил слово «шехид», нам было интересно – кто такие шехиды? То есть у нас не было религиозных знаний. Но внутри себя я чувствовал огромное желание найти связь с Аллахом. Я начал делать намаз, мы с друзьями открыли во дворе молельный дом. Меня выбрали, чтобы я выполнял функции имама и читал хутабу.

Не было ни книг, ни интернета. Я шел в городскую библиотеку и читал там нужные мне книги. Наше материальное положение также было настолько бедственным, что из Ясамала в центр города приходилось идти пешком. Это были трудные и в то же время славные времена. Постепенно, читая литературу, я обогатился религиозными знаниями, изучил фарсидский и арабский языки, ходил на частные уроки теологии, обогатил свою личную библиотеку.

Я постоянно должен был работать над собой, потому что наш молельный дом расширялся, количество молодых людей, желающих прийти помолиться здесь, росло с каждым днем. Разные люди приходили. Среди них были и образованные, и безграмотные, такие, кто гнался за модой и такие, кто искренне верил. Мы создали общественное объединение, стали проводить мероприятия и в регионах.

Создали свой театр, женский кружок, спортивный клуб, библиотеку, команду веселых и находчивых. Большое внимание уделяли благотворительности. Таким образом, маленький молельный дом, созданный ребятами квартала, превратился в большую организацию. В тот год министр Внутренних дел за успешную деятельность самолично вручил мне новое удостоверение личности.

Расширялись наши связи с государственными структурами, НПО, творческими людьми, с которыми мы готовили совместные проекты. Мы старались донести до молодежи нашу религию, национальные моральные ценности на доступном для них языке, в современной форме. В детстве я очень любил историю. Поэтому, вернувшись из армии и получив первое высшее образование, поступил на Исторический факультет Бакинского Государственного Университета. Но уже в те годы я занимался религиозной деятельностью. Техническое и гуманитарное высшее образование дало мне дополнительные дивиденды для более обширной общественной и религиозной деятельности. Слава Аллаху, что я формировался в такой среде и приступил к религиозной деятельности, имея такую базу.

 

Из Ватикана в Азербайджан прибыла делегация религиозных деятелей.  Они говорили, что не могли и представить себе, что в мусульманской стране возможна такая высокая толерантность, потому что с экранов им показывали совсем другие картины.

 

Вы также непосредственно наблюдаете за процессом построения толерантного мультикультурального общества в нашей стране. Что вы думаете по этому поводу?

- Азербайджан – одно из редких государств, где не было конфликтов на религиозной и этнической почве. Наш народ испокон веков стремился к единению, созиданию, творчеству. Правда, были моменты, когда некоторые радикальные течения пытались заняться деструктивной деятельностью, но эти попытки были пресечены. Народ не пошел за ними, им не удалось собрать серьезную социальную базу.

В дни различных религиозных и национальных праздников, в знаменательные даты все объединяются, невзирая на религиозную и национальную принадлежность, раздают эхсаны, помогают друг другу. Азербайджанцы – верующий народ, они чтут свою веру, моральные ценности и в силу своей привязанности к традиционной религии никогда не относятся плохо к другим религиозным и этническим группам.

Наоборот, здесь все люди – братья и живут как одна семья. Даже наши соседи, хоть и пытались представить Нагорно-Карабахский конфликт как этническое или религиозное противостояние, им это не удалось. Потому что для этого не было никаких оснований. Государственные структуры, основываясь на эти ценности, проделали большую работу в данном направлении.

Несколько лет назад проводились футбольные соревнования между религиозными общинами. Представители различных религий играли вместе футбол. Мы стали свидетелями и того, как люди различных вероисповеданий плечом к плечу сражались во Второй Карабахской войне и пали шехидами ради освобождения наших земель.

Всё это очень важно, в этом общем деле народ и государство едины. Мы должны сберечь это достояние, передать будущим поколениям и донести до всего мира. Мы – пример для мира. «Бакинский процесс» был очень важным шагом в этом направлении. В нашей стране проводились саммиты религиозных лидеров, гуманитарные форумы, межкультурные диалоги. Страны были представлены на самом высоком уровне. Всё это – показатель огромного доверия к нам и признания.

Лично встречаясь с представителями различных конфессий, я был свидетелем того, как они удивлялись сформировавшейся в Азербайджане среде. Из Ватикана в Азербайджан прибыла делегация религиозных деятелей.  Они говорили, что не могли и представить себе, что в мусульманской стране возможна такая высокая толерантность, потому что с экранов им показывали совсем другие картины.

Сегодня по инициативе Президента Ильхама Алиева наряду с мечетями реставрируются и церкви, и синагоги, а на мероприятиях, проводимых при его участии, участвуют и религиозные деятели, представляющие различные религиозные конфессии.

- Говорят, что в современном мире общество формируют Средства Массовой Информации (СМИ). Главным образом, телевизионные каналы. Интересно, а вы смотрите местные телеканалы?

- Конечно, смотрю. Несмотря на занятость, стараюсь следить за новостями, периодически смотрю передачи, чтобы быть в курсе перемен на телепространстве. Хочу отметить, что в последнее время некоторые каналы, в том числе Азербайджанское Телевидение готовит очень качественные программы, что достойно одобрения. Меня часто приглашают на AzTV, и я всегда отмечал профессионализм ваших коллег, актуальность обсуждаемых тем.

(Дети Гаджи Шахина)

 

Откуда, главным образом, вы узнаете информацию?

- Слежу за новостями по ТВ, читаю и местную, и иностранную прессу, интернет сайты. Уделяю внимание и социальным сетям. Естественно, это касается информации о текущих событиях. Для приобретения научных знаний отдаю предпочтение книгам. Не люблю читать книги в электронным формате, хочу чувствовать их в руках. У меня большая библиотека, и я очень трепетно отношусь к книгам. Возможна конкуренция между радио, телевидением, Интернетом, об этом можно спорить. Но что касается книг, могу сказать, что этот источник знаний будет существовать всегда и никогда не устареет.

Родина – это не физическое, а моральное понятие. Если убрать моральный пласт, земля будет не родиной, а всего лишь территорией страны. Моральная привязанность побуждает человека отдать жизнь за Родину, защищая её.

В 44-хдневной Отечественной войне Азербайджан одержал и моральную победу. Наша доблестная армия освободила не только земли, но и наш моральный мир.

- Вы правильно заметили. Родина – это не физическое, а моральное понятие. Если убрать моральный пласт, земля будет не родиной, а всего лишь территорией страны. Моральная привязанность побуждает человека отдать жизнь за Родину, защищая её. Высокие моральные ценности также способствовали нашей победе. Я общаюсь с семьями шехидов, разговариваю с ними и каждый раз убеждаюсь, что независимо от своих религиозных убеждений, наши шехиды обладали высокими моральными качествами.

Само понятие «шехид» относится к моральной категории. Их бессмертие, почитание – это культура, нашедшая отражение в священном Коране. Даже враг удивлялся, что в самый разгар бевых действий наши солдаты с таким почитанием относились к телам шехидов, вынося их с поля боя. Наша армия стала примером высокой морали. Это может подтвердить любой военнослужащий.

Наш народ продемонстрировал невиданный героизм и самопожертвование. Люди отдавали последние деньги, чтобы поддержать солдат. Народ мобилизовался, объединился в единый кулак. Один из солдат на встрече сказал: «На поле битвы мы сражались не одни, мы всегда чувствовали помощь тыла». Это отличительное моральное качество наших солдат – даже подвергая себя опасности, ценить труд других. И это также отличительное моральное качество нашего народа – не наблюдать со стороны, а делать всё возможное.

.

Оккупация наших земель всегда была ударом по нашей морали. Несмотря на все достижения, в сердцах людей жила глубокая печаль. Наша победоносная армия вместе с народом восстановила нашу попранную честь, объединила народ, прославила его. Эта победа была достигнута решимостью Верховного Главнокомандующего, отвагой армии, единством народа и его всесторонней поддержкой главы государства. Эта победа золотыми буквами вписана в историю нашего народа.

- Азербайджан продемонстрировал всему миру свою мощь. А как вы оцениваете работу телевидения, освещающего ход Отечественной войны?

- Можно сказать, что основную информацию мы получали из телевизионных каналов. Наверное, никогда мы так не следили за телепрограммами. Каждый раз смотрели новости с надеждой услышать хорошие вести, ждали выступления Верховного Главнокомандующего. Наши журналисты также проявляли мужество. Под вражеским обстрелом, в тяжелых условиях они ежеминутно готовили репортажи, чтобы информировать народ, вели съемки из боевых зон. Думаю, что ход войны освещался на самом высоком уровне, за что я признателен нашим журналистам.

 

- Дешевые шоу-программы плохо влияют, в первую очередь, на молодежь, развращают их внутренний мир. Какие шаги нужно предпринять для воспитания молодежи в духе высокой морали? По-вашему, какие передачи для этого должны быть на ТВ-каналах?

Когда говоришь на эту тему, многие делают замечание – мол, это закон капитализма, что можно заработать много денег только, если показываешь зрителю то, что он хочет. Мол, серьезные программы никто не смотрит, у них низкий рейтинг, невозможно привлечь рекламодателей и т.д. Я не согласен с этим. На телепространстве было много качественных программ, рейтинг которых был достаточно высоким.

Телевидение должно формировать вкус зрителей, играть роль локомотива в просвещении народа, развитии эстетических представлений общества. Да, нужны и развлекательные передачи, и шоу-программы. Никто не говорит, что мы должна заполнить эфир только новостными программами и интеллектуальными передачами. Ни в коем случае. Просто надо создавать высококачественные  с эстетической точки зрения программы, опирающиеся на моральные ценности. Недопустимо эксплуатировать чувства людей, набирать рейтинг на психических проблемах других. Чего мы можем добиться, показывая в эфире драки, представляя зрителям в качестве примера людей, далеких от культуры и не имеющих понятия об этике поведения? На некоторых каналах словно потухло творческое мышление, показывают однотипные программы. Очень часто одни и те же лица кочуют с одного канала на другой, высказывают одни и те же мысли.

Должны быть юмористические, музыкальные, развлекательные передачи, но они должны быть эталоном. Многие грубо копируют зарубежные каналы, что смотрится нелепо и искусственно.

В первую очередь, нужны творческое мышление и уважение к общечеловеческим ценностям.

Телевидение играет важную роль в формировании общества. И таким образом портить его недопустимо. Если мы готовим интеллектуальную передачу, не надо внушать молодежи мысль о том, что «образование приносит лишь материальную выгоду, что смысл жизни в материальных ценностях». Косвенным образом пропагандируется идея – «ты должен растоптать противника любой ценой».

Наоборот, мы должны пропагандировать идею о том, что знание, высшее образование формируют личность. Не надо внушать молодежи мысль о том, что «развивая свой талант, ты прославишься»! Нет! Надо объяснять им, что «своим талантом ты можешь принести пользу человечеству, сделать мир лучше». Давайте не будем говорить «кем бы ты ни стал, в своей области ты можешь быть руководящим». Лучше сказать - «выбери себе профессию по душе и, если станешь руководителем, то сможешь принести пользу народу».  Надо поощрять не повторение, подражание и пафос, а свободное мышление и творческий дух. И поверьте, в таком случае будет и рейтинг, и материальный доход.

 

Рамин Гурбан

 

CANLI YAYIM